Свадебные традиции Армении

Опубликовано в рубрике Свадебные традиции | Вс, 26 мая 2013

Армянская свадьба манит своей торжественностью, пышностью,  необычными традициями и обычаями, хотя время и внесло свои коррективы и упростило много из них.

К счастью, миновали те времена, когда вопросы о предстоящем браке решались только родителями, без участия молодых. Сейчас же, несмотря на то, что дети и прислушиваются к мнению родителей, но выбирать невест предпочитают сами. В прошлом жену для сына выбирала мать, рассматривая материальное состояние семьи и приданное невесты, а вот внешние данные на выбор невесты мало влияли. Основными требованиями к кандидатуре в невестки служили такие качества, как трудолюбие, скромность и целомудрие.

Если в старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом, то в наше время длятся два — три дня, но гостей на свадьбу собирается, и по сей день, очень и очень много. Конечно же, праздновать могут целую неделю и в наши дни — но это уже зависит от экономического положения семей.

Браки у армян обычно заключались очень рано, девушкам, которых выдавали замуж, как правило, было 12-16 лет. Девушка 17 лет и выше, по взгляду многих поселян, считалась старой девой. В то же время мужчины вступали в брак в основном не раньше 24 и не позже 28 лет. В наши дни браки стали заключать уже в более сознательном возрасте молодых.

У армян еще в 60-70-е годы прошлого века, в первую очередь в селах, считалось, что для создания новой семьи достаточно ритуала традиционной свадьбы, без юридического оформления брака в ЗАГС-е. В таких семьях брак регистрировали только после рождения первого ребенка, ну а если супруги оказывались бездетными, то они так и не оформляли свой брак юридически.

Всю свадьбу у армян обычно делят на три этапа:

1. Досвадебный этап (выбор невесты, сватовство, сговор, обручение)

2. Сама собственно свадьба (обряд бракосочетания, венчание и переезд новобрачной в дом мужа)

3. Обряды послесвадебного цикла.

Сватовство

Как и сейчас во время сватовства, так и раньше, согласно традициям, не принято соглашатся на брак после первого предложения сватов, это считается неприличным. Потому сватам приходится несколько раз спрашивать согласия родителей невесты на заключения брака. Только зайдя в дом сваты не говорят о истинной цели их визита, а обсуждают последние новости, здоровье и т.д. Согласитесь, сватовство в Армении очень похоже на наше сватовство по старорусским традициям.

Обручение или помолвка

В доме невесты в день обручения накрывали стол и приглашали  родственников. Свита жениха приносила в дом освещенные в церкви сладости, фрукты, вино и обручальный подарок (ншан). Но сегодня сторона невесты считает «неприличным» принимать их, поскольку сама в состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол.Девушку выводили к гостям только через час после прихода жениха. Жених преподносил невесте обручальное кольцо, а будущая свекровь — золотые часики. Обязательно произносили тост за «два цветка» — жениха и невесту. Гости дарили подарки, и провожали молодых за порог – им нельзя было оставаться на празднике в этот день. Гуляние продолжалось до поздней ночи. В наше время жених с невестой имеют полное право наслаждаться помолвкой вместе с гостями.

От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки — от 5-6 месяцев до нескольких лет, что бывало связано со слишком ранним возрастом жениха или невесты. Но обычно этот срок равнялся одному-двум годам, и в это время жених и невеста не имели права встречаться на людях, хотя тайные свидания допускались, и мать невесты, и ее сестры, и тетки по материнской линии были осведомлены об этом. В тайну не были посвящены только отец, братья и родственники невесты со стороны отца. Во время таких встреч мать невесты непременно готовила для будущего зятя яичницу, которая имела некое магическое значение.

Наряды жениха и невесты

Наряд невесты шили обычно  и ее родственницы и родственницы жениха, а вот одевать его в день свадьбы и приводить себя в порядок она могла только в присутствии и с помощью женщин из семьи будущего мужа.

Обязательным элементом свадебного костюма жениха на армянской свадьбе всегда был красный бант слева на груди, сейчас же его заменили более современной версией — красным платком.

Свадьба

Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах (невесты и жениха).

Сегодня невеста сидит за свадебным столом вместе с женихом и другими гостями. Но еще не так давно новобрачная скромно сидела в углу за занавеской в течение всего банкета, украшенной множеством амулетов, которые, по представлению народа, должны были уберечь девушку от сглаза и порчи.

При встрече новобрачных свекровь должна перекинуть через плечо каждого из них по лавашу, посыпать на их головы изюм, орехи, конфеты, и зерно. Иногда мать жениха дает им по ложке меда либо по кусочку шоколада и ставит на пороге своего дома под ноги две тарелки, принесенные из дома невестки. Согласно обычаю, первым разбить тарелку должен муж.

С ранних пор, большое значение придавалось целомудрию невесты. С целью удостовериться в нем, утром в дом приходили близкие родственницы. Поздравив молодую, они дарили ей яблоко, в которое были вставлены на ребро серебряные монеты, а ее матери, в знак подтверждения девственности дочери, с поздравлениями посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.

Венчание

Традиции армянской свадьбы предусматривают обряд венчания в православной церкви. Особая роль в свадебной церемонии отводилась каворам — посаженным родителям. Дорога в церковь сопровождалась шумной толпой гостей. Каворы следили за тем, чтобы между новобрачными никто не прошел. С этой целью один из них держал у груди невесты конец свисающего пояса жениха.

Металл, в представлении армянского народа, обладал защитными свойствами, оберегающими от злых духов. Поэтому в процессе венчания один из каворов держал над головами брачующихся скрещенные меч и ножны.

Отличительной особенностью обряда венчания также являлся ритуал, в процессе которого священник повязывал на шею, или руки жениха и невесты специальный шнур, свитый из зеленой и красной нитей, «запечатывая» его концы воском от своей свечи. Этот шнур называли наротом, и снять его имел право только священник. До этого момента молодожены не могли заступить на брачное ложе.

Из церкви новобрачные шли рядом – невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.

Праздничное застолье

После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пиршество сопровождалось песнями, плясками в доме и во дворе и длилось несколько часов.

Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые «крестные свадьбы». В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.

Крестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын.

Прощание с домом

Кульминация свадьбы наступала в воскресенье – невесту перевозили в дом жениха. В этот день в обоих домах опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених со свитой шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь как «свет своих очей». Обряд сопровождался особой грустной мелодией. Под музыку невеста целовала руку отцу и матери, жених – всем ее родным.

Родственники невесты не выпускали участников свадьбы, пока не получали от кавора выкуп – обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождалось криками, выстрелами, джигитовкой на конях.

Когда свадебная процессия подходила к дому жениха, во дворе начиналась шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпали сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывала маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь клала в рот молодым по кусочку сахара для «сладкой жизни».

После ухода гостей священник снимал нарот с новобрачных, развязывал узел нитки, окровавленной при закалывании «свадебного быка», раскрывал нож. У постели ставили вино, фрукты, мед и сладости. В эту ночь в доме не оставался никто из домашних.

Послесвадебные обряды и обычаи

Продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданного невесты (ожит, джехезе или бажинк). Срок отправления приданого различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику трндеза («стог у дверей») – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину, 13 февраля, вечером, в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.

К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться.

Мне нравится0
Расскажите друзьям